Что мы знаем и не знаем о заражении Covid-19 на открытом воздухе
Все говорят, что на улице безопаснее. Вот почему. В то время как количество случаев Covid-19 поднимается до новых максимумов по всей стране, приветствуются мероприятия на свежем воздухе. От Калифорнии до Нью-Йорка штаты и города закрывают столовые в помещении, в то же время разрешая обслуживание на открытом воздухе и поддерживая открытые пляжи и парки. Губернаторы приходят к выводу, что учёные признают: коронавирус легче передается в помещении, чем на улице.
«Риск определенно ниже на открытом воздухе», - говорит Kimberly Prather, доктор химических наук, специалист по атмосферному климату в Институте океанографии имени Скриппса. «Основная причина в том, что там большой объем чистого воздуха».
Представьте, что столовая ложка соленой воды рассеивается в ведре с пресной водой, а не в небольшом стакане воды, говорит она. По ее словам, солнечный свет также убивает коронавирус, хотя этот эффект занимает несколько минут.
Тем не менее, на открытом воздухе не совсем безопасно, и переполненные пляжи, вечеринки у бассейна без масок заставляют экспертов в области здравоохранения беспокоиться о том, что и без того стремительно растущий уровень заболеваемости будет только ухудшаться. В конце концов, воздух от заражённого коронавирусом человека не всегда распространяется только на 2 метра.
«Я все время ношу хирургическую маску, и нахожусь на расстоянии большем, чем 2 метра. По крайней мере 10, в помещении или на улице », - говорит Prather. «Расстояние - твой друг. Всегда." Prather признает, что она более осторожна, чем многие люди.
Как коронавирус попадает в воздух
Коронавирус, который вызывает Covid-19, может передаваться при рукопожатии или после контакта с поверхностью и, возможно, даже через человеческий кал. Но считается, что основным средством распространения является воздух, особенно в плохо проветриваемых помещениях и на расстоянии 2 метров.
Вот что происходит: когда мы дышим, говорим, поем, кашляем или чихаем, мы выплескиваем капли разного размера - от видимого до микроскопического. Ученые недавно измерили капли от кашля, летящего в помещении на 5 метров, и капельки, распространяющиеся на 8 метров. Каждая капля содержит влажную слизь и слюну, а также соли и белки, клетки дыхательной системы и другие вещества организма. В человеке, зараженном Covid-19, капли могут также содержать очень крошечные частицы коронавируса. Размеры указаны в микронах или миллионных долях метра.
При попадании в воздух, капли начинают испаряться немедленно. Большие, тяжелые имеют тенденцию быстро оседать. Другие теряют большую часть или всю свою влагу и сжимаются до пяти микрон или меньше, до размеров ядра прежней капли. Капли становятся аэрозолями, способными оставаться парящими в воздухе в течение нескольких минут или часов, говорит Prather, которая объяснила это в недавней статье в журнале Science.
В помещении зараженные вирусом аэрозоли могут распространяться по всей комнате и эффективно создавать невидимое инфекционное облако.
Однако как долго коронавирус остается заразным в аэрозолях, остается открытым вопросом. Недавнее исследование в Медицинском журнале Новой Англии показало, что вирус может оставаться жизнеспособным в виде аэрозолей, которые могут дрейфовать в течение многих минут или часов. В замкнутом пространстве они будут постоянно накапливаться, пока люди дышат. Если люди говорят громко, кричат или поют, появляется еще больше вирусных частиц.
«В плохо проветриваемых помещениях, где вам нужно кричать, чтобы вас услышали, дистанция 2 метра не будет эффективной», - говорит доктор Donald Milton, профессор гигиены окружающей среды в Университете Мэриленда и эксперт по инфекциям, передаваемым по воздуху.
Почему снаружи риск заражения меньший
Заразитесь ли вы Covid-19 зависит от двух основных факторов: дозировка (сколько вирусных частиц вы вдыхаете) и продолжительность (как долго вы вдыхаете их). Пороги не известны. Центры США по контролю и профилактике заболеваний говорят, что человек должен быть обследован или изолирован, если он подвергался воздействию кого-то заразного, ближе чем на 2 метра в течение 15 минут, независимо от того, носил ли он маску или нет.
«Дело не в одном вдохе, - объясняет Prather. «Речь идет о том, чтобы сидеть там и дышать длительное время».
Аэрозоли будут следовать схемам циркуляции - они дрейфуют с ветром, в виде шлейфа. Prather использует сигаретный дым как аналогию, чтобы показать шлейфы, с которыми вы можете столкнуться: «Если бы человек курил и разговаривал со мной, где бы я сидела, чтобы не дышать дымом?»
Недавние попытки компьютерного моделирования показывают, что может случиться, когда кто-то кашляет снаружи. Принимая во внимание испарение и движение воздуха, оказалось, что легкий ветерок со скоростью 2,5 мили в час нес каплю на расстояние 5 метров за пять секунд. Более сильный ветер удерживает капли выше земли, но они рассеиваются на том же расстоянии, заключили ученые в журнале Physics of Fluids.
Дело в том: будь то ресторан под открытым небом, пляж или прогулка по набережной, близость к окружающим и условия окружающей среды имеют значение. Даже с маской и несколькими метрами расстояния вы не захотите быть просто дышать одним воздухом с группой людей, которые поют или кричат. «Если вы идете за группой людей, которые разговаривают, вы должны подумать и об этом», - говорит Prather.
Есть и другие факторы, которые могут дополнительно снизить риск снаружи. Имитация летнего солнечного света убивает 90% частиц коронавируса в аэрозолях в течение шести минут, согласно исследованию, проведенному 11 июня в Журнале инфекционных заболеваний.
Жара и высокая влажность - плохая новость для многих вирусов, что является одной из причин, почему грипп спадает летом. Но пока не ясно, как быстро они угнетают коронавирус. Один признак: в отличие от гриппа, Covid-19 бушует во всех южных штатах, несмотря на летнюю жару. Исследование с имитацией солнечного света не нашло доказательств того, что одна влажность убивает вирус.
Быть снаружи - это единственный уровень защиты
Ни одна защитная мера не является надежной, но при многоуровневом подходе они складываются. Prather объясняет один аспект этого с помощью математики: если два человека, находящиеся рядом друг с другом, носят маски, скажем, на 50% эффективные, то суммарная эффективность между ними составляет 75%.
Если они отойдут друг от друга, это поможет. Если они на улице, это даже лучше.
«Есть причина, по которой мы собрали так много несовершенных мер» для снижения риска, - говорит доктор Neha Nanda, эксперт по новым инфекционным заболеваниям в Keck Medicine(академическом медицинском центре мирового уровня) Университета Южной Калифорнии.
«У каждой меры есть дополнительное преимущество, и они дополняют друг друга, и все они несовершенны. Поэтому в определенный момент мы хотим применить все возможное, чтобы снизить риск ».
Один намек на то, что митинги на открытом воздухе могут быть относительно безопасными: протесты по всей стране, которые начались в конце мая и чаще всего были связаны с ношением масок, еще не вызвали каких-либо известных значительных вспышек, основанных на ранних данных из нескольких городов. Эксперты обеспокоены тем, что они все еще могут начаться, но даже в Нью-Йорке, по состоянию на 1 июля, значительного всплеска протестов не было выявлено.
Так как многие молодые люди сейчас заражаются, часто передавая болезнь, не зная об этом, потому что у них может не быть симптомов, профилактика требует постоянной бдительности от каждого члена сообщества, говорят эксперты.
Устранение путаницы
Ученые признают, что сообщения обо всем этом сбивают с толку, отчасти потому, что потребовалось время, чтобы выяснить поведение нового вируса, который появился всего шесть месяцев назад. У каждого вируса есть различные средства и уровни заражения и длительности. Дополнительная путаница возникла из-за предположения о том, что между каплями и аэрозолями существует четкая граница. Скорее эксперты сходятся во мнении, что существует целый ряд диапазонов расстояний, на которые может распространяться вирус.
В качестве одного из примеров развивающегося мнения даже Всемирная организация здравоохранения неохотно признает, с чем в настоящее время согласны подавляющее большинство экспертов, на основании письма, направленного в ВОЗ на этой неделе более чем 200 учеными: Коронавирус может распространяться по по воздуху. Дыхательные частицы размером с аэрозоль распространяются больше, чем на 2 метра. Ученые признают, что прямых доказательств этому нет - вы не можете собирать людей, разбрызгивать вирус вокруг и смотреть, что происходит.
"Возможна ли передача аэрозолей? Ну, это не доказано, но отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия”, - говорит William Hanage, доктор философии, ассистент-профессор эпидемиологии в Гарвардской школе общественного здравоохранения имени Т. Х. Чана. “В некоторых случаях это возможно, и все же большая часть передачи может быть короткодействующей и капельной, что и показывает большинство исследований.”
Среди косвенных доказательств передачи аэрозоля: несколько случаев «суперраспространятеля» (инфицированные, которые заражают необычно большое количество организмов бактериальным или вирусным патогеном), когда один человек заразил десятки или сотни других, во время хора, в ночных клубах и на круизных лайнерах. К общему мнению следует добавить общую скорость и распространяемость коронавируса.
С тех пор Всемирная Организация Здравоохранения официально признала, что распространение аэрозолей, особенно среди тех, кто находится в помещении в течение длительных периодов времени, «не может быть исключено».
Между тем, некоторые ученые обеспокоены тем, что распространение коронавируса «воздушно-капельным» путём вызовет ненужный страх, особенно учитывая, как быстро он рассеивается снаружи. Например, корь определенно и очень опасно передается по воздуху, но другие вирусы вообще не выживают вне организма.
«Когда мы говорим об аэрозолях, особенно с Covid-19, речь идет о более тесном взаимодействии в замкнутом пространстве», - говорит Saskia Popescu, доктор наук, эпидемиолог и ассистент-профессор общественного здравоохранения в Университете Аризоны. «Мы знаем, что в первую очередь передача происходит через капельную передачу», - говорит Popescu.
Что специалисты готовы делать на улице
После трех месяцев обучения дома детям Jennifer Horney необходимо было выйти на улицу. Horney, доктор философии, эпидемиолог и профессор Университета штата Делавэр, понимает, как передается Covid-19. Но она также понимает, что мы не можем оставаться взаперти навсегда. Она подчеркивает, что лучший способ борьбы с физическими и умственными недостатками изоляции «состоит в том, чтобы заниматься некоторыми видами активного отдыха, которые относительно безопасны по сравнению с другими вещами», включая пешие прогулки, езда на велосипеде или плавание, при условии сохранения физической дистанции.
Таким образом, ее дети теперь проводят время в местном общественном бассейне, где они плавают по дорожкам только с другими членами семьи и обручами отмечают место каждого ребенка на палубе бассейна.
Хорни знает, что хлор и бром в должным образом поддерживаемом бассейне не активируют коронавирус. Два других ключа к решению Horney дать своим детям передышку: в штате Делавэр широко распространено ношение маски, и уровень передачи среди населения был низким по сравнению с другими штатами.
«То, что я хочу как лично, так и профессионально консультировать людей, действительно зависит от того, каковы показатели в нашем сообществе», - говорит она в телефонном интервью. «Все восходит к вашей местной ситуации».
Например, она не взяла бы свою семью на многолюдный пляж в Калифорнии или Флориде, где нарастают новые случаи и где она не может контролировать поведение других.
Marc Lipsitch, доктор философии, профессор эпидемиологии и директор Центра динамики инфекционных заболеваний в Гарвардской Т.Х. Школе общественного здравоохранения Чана знает как можно больше об этой пандемии. Я спросил его, пойдет ли он в ресторан на открытом воздухе во время пандемии, учитывая все, что он знает.
«У меня есть один случай», - сказал он. Это было с семьей и одним другом. «Я не думаю, что это безрисковая деятельность», - говорит Lipsitch. «Но обслуживающий персонал был в масках, и мы были в масках, когда не ели». Важно отметить, что это было в той части штата Массачусетс, где было очень мало случаев. «Мне это кажется вполне разумным», - говорит он. «Если бы я был в Хьюстоне, штат Техас, я бы не стал этого делать».
Читайте также:
- Вконтакте