Вентиляция в школе
Хорошая вентиляция в учебных заведениях это важная составляющая учебного процесса, который требует повышенной концентрации внимания и, конечно же, хорошего самочувствия детей. Выдыхаемый углекислый газ за короткое время достигает максимальной концентрации, отрицательно действует на здоровье детей. Поэтому чистый воздух и достаточный уровень кислорода в классах важная необходимость. В школьных помещениях должен быть хорошо налажен воздухообмен.
В ограниченном пространстве школьного класса могут одновременно находиться 20-30 учеников и учитель. За 45 минут они должны усвоить учебный материал. Чтобы их дыхание не сопровождалось повышением концентрации СО2 в воздухе, в кабинетах необходимо поддерживать постоянный воздухообмен. Известны случаи, когда при отсутствии вентиляции, ученики на уроке теряли сознание из-за духоты. В одной из школ, чтобы как то проветрить классы, преподаватели поспешили открыть форточки. Так как дело было зимой, результатом такого проветривания стал резкий рост простудных заболеваний у детей.
Вентиляция детского учебного заведения призвана обеспечивать комфортность микроклимата и создание здоровых условий в каждом школьном помещении, в классах, спортзалах, лабораториях, мастерских, учительских и туалетах. Ее главное предназначение - обеспечение помещений очищенным, а зимой еще и подогретым свежим воздухом. Устройство школьной вентиляции должно соответствовать требованиям санитарных и строительных нормативных документов.
Специфика воздухообмена школьных помещений
К проблемам школьной вентиляции нельзя подходить с общей меркой. В школе достаточно много помещений, различного предназначения. Проектировщики знают, что нормы воздухообмена обычного класса, химической лаборатории, школьной столовой или мастерской могут различаться. Свои нормативы имеют спортзалы, подсобные помещения, учительская, туалеты и актовые залы. Различие требований легко объяснить спецификой учебного процесса или самого помещения.
Качество организации школьной вентиляции зависит и от наполняемости классов. В этом смысле преимуществом современной вентиляционной системы считается возможность регулирования количества притока. Регулировка должна происходить в соответствии с изменением количества детей в кабинете. Для администрации школы есть двойной интерес обустройства вентиляции. Соблюдение всех нормативов означает не только здоровые условия для детей, но и благополучные заключения проверяющих инспекций. Важно, чтобы микроклимат образовательного учреждения соответствовал нормативной базе, регламентированной СНиПами и Госстандартами.
Санитарно-гигиенические стандарты вентиляции школ
Чтобы школьная вентиляция обеспечивала потребности учеников в кислороде, параметры ее притока и вытяжки должны соответствовать принятым проектным решениям. Проектировщики, учитывают в своих расчетах важнейшие понятия и категории здорового микроклимата. Это в первую очередь:
- Качество и количество притока. Чтобы ученики могли сконцентрироваться на учебном процессе необходимо регулярное наполнение классов достаточным объемом свежего, отфильтрованного воздуха;
- Комфортность прибывания. Микроклимат класса должен исключать духоту и создавать необходимые условия пребывания для детей, длительное время находящихся в малоподвижном состоянии;
- Шумность работы вентиляционной установки. Подбирая приточное и вытяжное оборудование для школы, необходимо учитывать этот параметр. Школьные вентсистемы должны работать производительно, но не отвлекать учащихся повышенным уровнем шума.
Целый ряд нормативных сборников СНиП, различных лет издания, регламентирует климатические параметры школьного микроклимата. Наиболее важными считаются:
- Норма воздухообмена. Она берет в расчет потребность воздуха на одного человека/час. Для классных аудиторий норматив 20 куб/час, спортзалов 80 куб/час, пищеблоков 20 куб/час;
- Допустимые значения температуры воздуха должны находится в диапазоне 16 - 22°С;
- Возможный уровень шума электрооборудования не должен превышать 110 дБ;
- Уровень влажности воздуха, позволяющий предотвратить появление плесени 30 - 65%;
- Допустимая концентрация СО2 не более 10 литров на куб объема помещения.
Беря за основу указанные требования, проектировщики стараются увязать их с особенностями планировки каждой школы. Качественная вентиляция должна учитывать специфику расположения всех помещений в их взаимосвязи. Что касается государственных школ, их вентиляция обычно проектируется в составе общего проекта. Иначе обстоят дела у частных школ, занимающих здания, иногда мало приспособленные под школьные, после реконструкции. Для каждой из них необходимо разрабатывать свой, уникальный и экономически обоснованный проект вентиляции.
Требования к организации школьной вентиляционной системы
Особенности школьного воздухообмена регламентируются СНиП-ом II-Л 65-73. Согласно этому документу общеобразовательные школы должны иметь принудительную систему приточно-вытяжной вентиляции, дополненную естественной приточно-вытяжной схемой. Наиболее распространенное решение принудительной вытяжки - устройство централизованной венткамеры, с мощным вытяжным вентилятором. Она располагается на чердаке или в одной из комнат верхнего этажа. Отсюда по всем кабинетам школы прокладываются вытяжные вентиляционные короба. В классах на коробах открываются регулируемые воздухозаборные решетки. Применять такую схему можно не всегда. Если в школе учится менее 200 учащихся, допускается ограничиться естественными притоками и вытяжками. Естественная вытяжка представляет собой вентиляционный канал, выходящий на крышу здания из каждого отдельного кабинета. Удаление воздуха через вентканалы происходит под воздействием естественного перепада давлений. Бюджетным решением естественного притока считаются приточные клапаны, устраиваемые на стенах и окнах зданий.
Стандартные решения вентиляции учебных классов
Существует несколько типовых вариантов организации комфортного микроклимата в школах:
- Сочетание естественного регулируемого притока с механической вытяжкой позволяет создать условия комфортного микроклимата аудиторий, других школьных помещений и рекреаций. Схема считается достаточно эффективным решением. В качестве средства естественного притока в ней выступают приточные клапана. Они отфильтровывают приток, уменьшая воздействие уличного шума. Слабым местом данного варианта считается отсутствие подогрева уличного воздуха. Зимой клапан может обмерзать, а холодный морозный приток вызывает сквозняки, представляя опасность для здоровья учащихся;
- Второй вариант предполагает подогрев приточного воздуха, с сохранением системы принудительной вытяжки. Этот способ максимально отвечает созданию условий комфортного микроклимата. Владельцам частных школ будут особенно интересны энергосберегающие технологии рекуперации. Подогревая приток за счет отработанного воздуха, рекуператоры существенно экономят эксплуатационные расходы. Единственным недостатком такого способа вентиляции считается его неспособность регулировать температурные параметры в жаркую погоду;
- В третьем варианте функционал школьной вентиляции расширяется за счет летних устройств охлаждения воздуха. Это могут быть кондиционеры или камеры сухого охлаждения, располагаемые в приточном канале. Для эффективной работы этих устройств потребуется более дорогая система автоматики.
Особенности вентиляции специализированных аудиторий
Кроме классов, в каждой школе есть помещения, для которых существуют особенные условия воздухообмена. Когда химические лаборатории, кабинеты труда, оборудованы локальными воздухоотсосами, они обязательно оборудуются вытяжкой с механическим побуждением. Воздух удаляется из этих комнат через вытяжные шкафы, для чего под потолком в них устраиваются воздухозаборные клапана, работающие при закрытии рабочих проемов шкафов. Размер клапана не меньше 150х150 мм. При большом количестве оборудования действует правило - одна механическая вытяжка не должна обслуживать более двух шкафов одного помещения. Это при условии, что удаляемые продукты не считаются ядовитыми, взрывобезопасными, образующими осадок.
Особенные требования к вентиляции имеются и для других специализированных помещений:
- Спортивные залы должны иметь собственную приточно-вытяжную систему. Норматив воздушного притока на одного человека более 80 куб/час. Работа вентиляции не должна создавать условия для сквозняков. Поэтому приточные и воздухозаборные решетки не располагают ниже 3-х м от покрытия пола. Движение воздушных потоков спортзала также регламентируется нормативами. Скорость не должна быть больше четверти метра/сек. Требуемый уровень влажности - в пределах 35-60%;
- Санитарные узлы обеспечиваются постоянно работающей вытяжкой, удаляющей запахи и излишнюю влагу. При блочном расположении туалета и умывальной комнаты, вытяжку делают в уборной. При наличии душевых, отвод воздуха производится из кабинок. При большом количестве душевых (больше 5), через раздевалки в них подводят дополнительную приточку свежего воздуха;
- Места приема пищи, столовые и буфеты рассчитываются согласно нормативам общепита. Приточка, причитающаяся на одно посадочное место, в обеденном зале не должна быть меньше 20 куб/час. При этом приток должен подаваться непосредственно к местам приема пищи, а вытяжка устраивается на кухне. Наличие собственной независимой вентсистемы считается особым условием кухонной вентиляции. Она не может объединяться единой распределительной сетью венткоробов с другими системами;
- Специфика актовых залов в их кратковременном заполнении учащимися. Обычная продолжительность мероприятий 1,5-2 часа. Нормируемая в этот период приточка составляет 20 куб/час на одного участника мероприятия;
- При уличной температуре ниже -20°С и наличии нескольких параллельных классов (более четырех), на входе в школу необходимо устраивать воздушно-тепловые завесы.
Расчеты и составление конструктивных схем приточно-вытяжных систем должны выполнять квалифицированные специалисты, компетентные профессионалы. Они владеют спецификой процесса воздухообмена, знают нормативную базу и способны дать предложения для организации комфортного микроклимата в школе. Разбираясь в ассортименте вентиляционного оборудования, они помогут сделать правильный выбор энергосберегающих и не дорогих вентустановок
- Вконтакте