Вентиляция в музыкальной студии – нормы, особенности
Музыку записывают люди особенного, творческого склада. Они могут сутками не выходить из помещения студии и нельзя допустить, чтобы духота, жара, недостаток кислорода помешали созданию музыкальных шедевров. Грамотно запроектированная и выполненная система вентиляции должна обеспечивать создание комфортных условий работы для музыкантов и звукорежиссеров.
Музыканты предъявляют к помещению, где находится микшерный пульт много специфичных требований. Здесь творится основная кухня звукозаписи, установлены сверх чувствительные микрофоны, реагирующие на любые посторонние звуки. Из-за того, что студии необходима абсолютная тишина, даже окна здесь обычно отсутствуют. Есть еще одна особенность помещения музыкальной студии. Она заключается в большом количестве тонко настраиваемой электроники, чутко реагирующей на наводку магнитных полей постороннего силового оборудования. В процессе записи аппаратура нагревается и требуется обеспечивать условия для ее охлаждения.
Проектируя вентиляцию студии звукозаписи необходимо предусматривать:
- Не создающее шума оборудование;
- Эффективную шумоизоляцию воздуховодов;
- Установку силовых вентиляционных агрегатов за границами студии.
Важные моменты организации воздухообмена студии звукозаписи
Обобщение передового опыта и современных технических решений позволяет нам выделить несколько важных правил организации вентиляционной системы. Рассмотрим самые главные:
- Если вентсистема студии звукозаписи выполняет исключительно вытяжную функцию, это негативно сказывается на качестве воздухообмена. В этом случае давление в помещении будет снижаться, а воздух становится разреженным. Такое состояние чревато негативными последствиями. Неочищенный уличный воздух будет стремиться в помещение любыми путями. Он проникает внутрь по выходным каналам кондиционирования, или в дверные проемы при входе посетителей. В результате в студии будет накапливаться грязь. Компенсирующий избыточное давление загрязненный приток может прихватить из фильтров кондиционера пыль и табачные отложения. Отмечалось даже негативное влияние такой вентиляции на здоровье и вокальные способности певцов.
- В студиях звукозаписи имеются вокальные комнаты с пониженным уровнем воздушного притока. Допускается использовать в них комбинированную систему вентиляции, с механическим притоком и естественной вытяжкой. При пассивной вытяжной системе воздух удаляется из помещения самотеком, а скорость его отвода можно регулировать подбирая нужное сечение воздушного канала.
- Если сечения вытяжных каналов не обеспечивают необходимой скорости естественной вытяжки, используются вытяжные вентиляторы. Их работа должна быть синхронизирована с вентиляторами приточки, т.е. при остановке приточного, должен прекращать работу вытяжной. Иначе система неизбежно разбалансирует микроклимат студии, сделает ее атмосферу недопустимо разреженной. По той же причине, производительность вытяжки не должна обгонять возможности приточной установки. На практике, целесообразно принимать пропускную способность вытяжной системы в пределах 60-80% от возможностей приточки, с учетом герметичности ограждающих конструкций студии и частоты открывания дверей в ней.
- Целью тщательной проработки проекта вентиляции студии считается достижение баланса между притоком и вытяжкой. Абсолютная герметичность помещения предполагает равную производительность притока и вытяжки и стерильный воздухообмен, который производится исключительно через систему приточно-вытяжной вентиляции.
Иногда студии устраивают в отдельных помещениях многофункциональных зданий. В этом случае проектировщики сталкиваются с отсутствием герметичности, когда ограждающие конструкции, окна, двери, крыша - активно стравливают воздух. Для создания избыточного давления, мощность вытяжного вентилятора в таком помещении принимается меньше, с учетом возможностей его стравливания.
Отдельные моменты работы приточной вентиляции студии
Важной функцией приточной системы считается очистка приточки. На воздухозаборе может устанавливаться единственный фильтр или фильтрующие элементы со сменными, легко заменяемыми кассетами. Не менее важно шумоподавление работы силовых агрегатов. Поэтому очищенный воздух подается от вентилятора в студию через систему глушителей. Такой порядок работы поддерживает постоянное избыточное давление и чистоту микроклимата. Отфильтрованный чистый воздух может выйти из помещения через раскрытый дверной проем, но грязный уличный уже не сможет попасть во внутрь. Система глушения при этом блокирует уличный шум и делает бесшумной работу силовых агрегатов.
Чтобы при выключенной вентиляции ветер не задувал в студию грязный воздух, на вытяжной системе устраивается обратный клапан. Устройство представляет собой заслонку, пропускающую воздух только в одном направлении. Благодаря ему уличный смог и пыль, накопившаяся в воздуховодах не смогут попасть в помещение. Важным требованием пожарной безопасности соответствует устройство противопожарного клапана. Управляемый тепловыми датчиками, он перекрывает воздушный поток, когда температура в студии достигает установленного предела. Благодаря этому устройству подача воздуха в зону возгорания будет блокироваться автоматически.
Рекомендации по обустройству системы вентиляции музыкальной студии
Специальных строительных норм, регламентирующих вопросы воздухообмена в микшерных комнатах не существует. Поэтому проектировщики создают проекты вентиляции для студий звукозаписи основываясь больше на собственном опыте и на интуиции. На сайтах и блогах узких специалистов идет постоянный обмен мнениями, с целью создания лучших условий для работы музыкантов. Основной вопрос, который приходится решать, при проектировании студий звукозаписи - как предотвратить распространение шума, исходящего от оборудования и венткоробов. Сформулируем несколько правил, которые можно рекомендовать начинающему инженеру, для решения этой задачи:
- Исключается установка вентиляционного оборудования внутри контура того помещения, которое необходимо уберечь от шума.
- Если в студии имеется несколько микшерных комнат, в каждую из них прокладывается собственная подводка притока и вытяжки от магистральных каналов. Исключается сквозная трассировка вентканалов через помещения, где производится запись.
- На местах ввода венткоробов в студийные комнаты в воздуховоды вставляются шумоглушители, протяженностью от метра и более. Они монтируются максимально близко относительно мест ввода как на приточку, так и на вытяжку воздуха. Кожухи шумоглушителей так же важно тщательно заизолировать.
- При монтаже вентоборудования рекомендуется использовать виброизолирующие подвески или опорные узлы. Конструкция подвесок (опор), расчет их количества ведется в каждом конкретном случае индивидуально, в соответствии с техническими характеристиками вентиляционных агрегатов, но только по завершении разработки общего проекта воздухообмена звукозаписывающей студии.
- Все соединения вентиляционных установок с жесткими коробами воздуховодов рекомендуется производить используя гибкие вставки.
- Вентиляционные подводки к студийным комнатам по всей своей длине, от приточно-вытяжного агрегата до воздухораспределительных решеток покрываются шумоизоляцией;.
- Для изоляции стальных поверхностей венткоробов используется специальная технология. Снаружи короба оборачиваются базальтовой минплитой, не менее 25-50 мм толщиной. Плита используется фольгированная, а швы между плитами звукоизоляции фиксируются самоклеющейся фольгой. В особенно ответственных случаях, сверх матов наклеивается дополнительная защита из вибродемпфирующего материала.
- Для подвески венткоробов к потолкам студийных помещений используются специальные виброизолирующие крепежи стандарта «Vibrofix».
- В местах, где воздушные короба пересекаются со стенами и перегородками рекомендуется установка виброразвязанных гильз.
- Для подавления аэродинамических шумов следует ограничивать скорость перемещения воздуха в распределительных воздуховодах. Магистральных - до 5 м/с, локальных рукавах - до 3-4 м/с, в концевых участках - до 2-х м/с, у вентрешеток - до 1-1,5 м/с.
- Монтаж внутренних воздуховодов помещений производится ниже отметки звукоизоляции потолка.
- Рабочая схема трассировки каналов обязательно согласовывается с автором общего проекта звукоизоляции студии звукозаписи.
- Вконтакте