Вентиляция магазинов бытовой химии – нормы, особенности
Для атмосферы магазинов бытовой химии характерно наличие вредных испарений, пыли и других, опасных для здоровья человека загрязнителей. Это неизбежное следствие специфического ассортимента специализированного маркета, торгующего порошками и чистящими средствами. Но вдыхать ароматы химикатов не хотят ни продавцы, ни покупатели. Чтобы создать в магазине привлекательный и комфортный микроклимат необходимо предусмотреть эффективную систему его вентилирования.
В практике инженерного обеспечения магазинов бытовой химии получили распространение классические схемы принудительного воздухообмена. В них приток и вытяжка происходят благодаря вращению мощных электровентиляторов. Гораздо реже, для воздухообмена небольших по площади магазинчиков, допускается использование схем естественной вытяжки. Особенные правила и требования разработаны санитарными службами для магазинов, пристроенных к жилым домам или занимающих первые этажи жилых комплексов. Главное условие, которого следует придерживаться, изготавливая проект пристроенного магазина - его вентиляция не должна причинять беспокойство жителям.
Принципы организации вентиляции магазинов бытовой химии
Продажа ядохимикатов, чистящих и моющих средств всегда сопряжена с неприятным запахом. Но опаснее запаха могут быть другие последствия вдыхания химических веществ - аллергия, головная боль, снижение иммунитета. Профессионально спроектированная и смонтированная система вентиляции призвана обеспечить комфортный микроклимат для покупателей и рост продаж для дирекции магазина. Конструкции вентсистем разрабатываются с учетом всех индивидуальных особенностей магазина:
- Площади торгового зала, склада и подсобных помещений;
- Схемы расстановки прилавков в торговом зале;
- Высоты отметки потолка помещения;
- Количество работающих продавцов, грузчиков и покупателей;
Прежде чем предложить необходимый вариант обустройства воздухообмена магазина бытовой химии, проектировщики рассматривают проблему со всех направлений:
- Оценивают имеющиеся варианты удаления грязного воздуха;
- Изучают возможности естественного оттока воздуха через окна, при механической приточной вентиляции;
- Подсчитывают производительность естественной вытяжки при отсутствии организованного притока;
- Выбирают лучший из нескольких способов кондиционирования объекта.
Рассматриваются все возможные схемы воздухообмена. Одним из лучших вариантов обустройства вентиляционной системы магазина бытовой химии считается монтаж приточно-вытяжной установки (ПВУ).
Выбираем ПВУ для маркета бытовой химии. Наборная или моноблочная?
Существует два подхода к устройству принудительной приточно-вытяжной вентиляции магазинов. Рассмотрим оба способа:
- Первый заключается в сборке системы, состоящей из большого количества компонентов. Сборочными элементами в ней выступают вентиляторы, элементы глушения, фильтрационные кассеты, блок автоматического управления, короба, воздушные клапаны, вентиляционные решетки и другие детали. Все это покупается в розницу и собирается в единую систему непосредственно в магазине. Достоинством сборочных систем считается их способность к организации воздухообмена в сложных условиях. Они способны обеспечить свежим воздухом и маленький магазинчик, и большой маркет хозтоваров. Недостатком наборной системы считаются большие габариты, а так же необходимость профессионально выполненного расчета и детального проекта;
- Второй способ - смонтировать в магазине моноблочную ПВУ. Все компоненты моноблока удобно размещаются в одном шумоизолированном корпусе. Кроме приточно-вытяжных установок моноблочного типа, промышленность производит компактные установки с чисто приточным или вытяжным функционалом. На Российском рынке широко представлены приточно-вытяжные рекуператоры от лучших европейских производителей. Подогревая приток, за счет тепла выбрасываемого воздуха, они существенно снижают зимой затраты на отопление. Преимуществами моноблочных вентустановок считаются: - способность к малошумной эксплуатации, высокая надежность, сбалансированность, простота монтажа и регламентного обслуживания.
Большие и маленькие магазины вентилируются по-разному
Проектировщики подбирают оптимальный вариант систем воздухообмена, учитывая ассортимент планируемых к продаже товаров, количество комнат, ожидаемое количество покупателей. Учитывается и полезная площадь торгового зала, причем часто, именно от метража зависит принятие того или иного технического решения:
- Размеры маленьких торговых залов, площадью до 250 кв.м., допускают устройство естественного воздухообмена, когда забор воздуха производится посредством приточных клапанов, а вытяжка - в вентканалы, устраиваемые в стенах здания;
- Магазины с площадью торговых залов более 400 метров получили наибольшее распространение. Для обеспечения воздухообмена таких площадей рекомендуется монтировать приточно-вытяжную установку, при необходимости обустраивая ее системой вентканалов. Объемы приточки и вытяжки в таких системах обычно одинаковые;
- Другой подход практикуется для получения нормативного воздухобмена больших маркетов. Если площадь магазина более 3500 м.кв. имеет смысл установить рекуператор. Используя теплообменные технологии, рекуператорная система будет выполнять другие полезные функции для создания оптимального микроклимата магазина. Летом она будет охлаждать воздух, заменяя кондиционер, зимой подогревать его, снижая коммунальные затраты собственника.
Актуальные для расчетов вентиляции СНиПы, ГОСТы и СП
Необходимые для составления проекта справочные данные опубликованы в СНиП-ах №№ 41-01-2003 и 31-06-2009 посвященных отоплению и вентиляции зданий, СП 60.13330, издания 2012 года, ГОСТ-е рекомендующем параметры микроклимата зданий № 30494 от 1996 года. Расчетные нормы содержат узкопрофессиональные данные, необходимые для расчетов вентиляции. За их соблюдением следят органы государственного контроля, Санитарного, Пожарного, Потребнадзора и Трудовой Инспекции. Упомянем основные параметры находящиеся на контроле у проверяющих инстанций:
- Обычно важный, параметр кратности воздухообмена для магазинов строго не устанавливается. Для торговых залов считается нормальным когда он выше одного оборота объема в час. Заказчик может прописать и свои требования в задании на проектирование, но чем выше кратность, тем дороже обойдется хозяину стоимость оборудования.
- Требуемый объем приточки на посетителя магазина - более 20 куб/час. Персоналу полагается 60 куб.
- Нормы запрещают соединять вентканалы продовольственных маркетов с каналами магазинов бытовой химии. В случаях, когда зонирование невозможно монтируется общеобменная вентиляция.
- Площадь торгового зала рассчитывается от количества посетителей. Один продавец обслуживает до 12 человек. На каждого покупателя причитается 2,5-3,5 кв. метра.
- Наружная температура берется по нормам климатического района, внутри магазина она не должна быть ниже 18°С.
- Потребляемая мощность нагревателя воздуха вычисляется по производительности приточной установки.
- На приточке магазинов бытовой химии предусматриваются фильтры не ниже чем EU3 класса.
- В маленьких магазинчиках допускается естественная вентиляция, с устройством вытяжных каналов. Для притока в них допускается установка приточных клапанов с естественной тягой, расположенных на 2-х метровом расстоянии от пола.
- Для подсобных помещений крупных магазинов допускается перетекание воздушных масс в коридор, где его подхватывает и удаляет общеобменная система.
- Для складов магазинов бытовой химии необходимо обустраивать собственную, изолированную вентсистему.
- Устройство приточной механической вентиляции должно предусматривать наличие оборудования для фильтрации и подогрева приточки. Для обеспечения чистоты притока воздухозаборные решетки не должны располагаться ниже 2-х метров от земли.
- У входных тамбуров торговых помещений устраиваются тепловые завесы, с автономным режимом работы.
- Системы вентиляции тех магазинов бытовой химии, что располагаются на первых этажах жилых комплексов, обязательно оборудуются автономной системой вентиляции. Запрещается направлять вытяжку магазина в вытяжную систему жилого дома.
- Вконтакте