Вентиляция магазина продуктов – специфика и нормативная база
Залогом прибыльной торговли и длительного пребывания покупателей в магазинах и торговых центрах является то, насколько комфортно они себя чувствуют в этих помещениях. Здесь климатические системы играют ключевую роль!
Современный покупатель быстро оценивает достоинства качественной вентиляции. Однажды оказавшись в душной атмосфере торгового зала, он постарается впредь обходить стороной нехороший магазинчик, предпочитая услуги более продвинутых конкурентов. Не только покупателей интересует свежесть воздуха торговых точек. Работа вентиляции магазина проверяется пожарными и санитарными инспекциями, которые могут доставить немало неприятностей администрации, а то и вовсе остановить работу маркета. Поэтому опытный инвестор начинает инженерное обустройство нового торгового предприятия с создания комфортного микроклимата торговых залов.
Маркетологи знают немало способов повышения посещаемости магазина. Самый простой из них - предложить покупателям свежий воздух в торговом зале. Предприимчивые американцы смогли понять как это работает еще в 1924 году. Тогда в Детройте, владелец небольшого магазинчика показался конкурентам странным чудаком. Но, установив кондиционер в торговом помещении, он обеспечил немедленный наплыв клиентов, так что затраты на покупку оборудования окупились достаточно быстро.
Сбор исходных данных для проекта вентиляции торговых точек
Заниматься проектом вентиляции следует начинать задолго до открытия магазина. Лучше всего - на стадии составления бизнес-плана. Зная смету необходимых затрат, вы сможете более разумно распоряжаться средствами. Наличие грамотного проекта, составленного по действующим нормам и правилам, ускорит процесс согласования документации, сроки получения разрешения на торговлю и начало предпринимательской деятельности. Основной нормативный документ, положения которого придется соблюдать - СНиП 2.08.02, издания 1989 года.
Практика показывает, что любая попытка сэкономить на качестве проекта или вентиляционного оборудования деструктивна. Результаты такой экономии бывают плачевны и влекут не только сбои работы системы, но и пристальное внимание проверяющих инспекций, Роспотребнадзора пожнадзора и др.
Грамотный проект вентиляции потребует сбора пакета исходных данных. Первоочередно потребуется:
- Уточнить площадь и объем помещения;
- Определить среднее количество покупателей посещающих магазин одновременно;
- Вооружившись справочником, узнать среднегодовые параметры уличной температуры;
- Утвердить количество работников магазина;
- Уточнить характеристики планируемого к установке оборудования, особенно горячего цеха зоны кулинарии;
- Подобрать марки светильников освещения, подсчитать их суммарную мощность;
- Определить принцип подогрева приточного воздуха (электро нагреватель или водяной нагрев);
- Сориентировать план магазина по сторонам света;
- Уточнить спецификацию противопожарного оборудования и его технические характеристики;
- Определить тип ограждающих конструкций, теплотехнические характеристики стен, окон. Уточнить возможность вент прохода в покрытии здания.
Выбираем вариант вентиляционного обустройства магазина по площади
Прежде всего необходимо решить, достаточно ли для магазина средств естественной вентиляции или лучше использовать приточно-вытяжную установку с механическим побуждением циркуляции воздушных масс. Естественная вентиляция может использовать для забора воздуха приточные клапаны и даже просто приоткрытые окна. Вытяжка производится также естественным путем, через каналы в стенах здания. Такая схема вентилирования дешевле принудительной, но ее применение допускается только для небольших площадей (до 250 кв.м.). Воздухообмен крупных магазинов может обеспечить только вентсистема, работающая благодаря электровентиляторам. Существует несколько стандартных схем воздухообмена, выбор которых зависит от площади торговых помещений:
- Для магазинов площадью до 400 кв.м. рекомендуются приточно-вытяжные установки. Они должны обеспечивать подогрев приточного воздуха зимой (электрический или водяной). Система кондиционирования охлаждает приток летом;
- Площадь помещения около 400 м, будет оптимальна для приточно-вытяжной установки с рекуперацией тепла. Чем хороши рекуператоры, тем что предотвращая охлаждение воздуха, они существенно снижают коммунальные затраты на отопление;
- Площадь более 400 м.кв. характерна для крупных торговых центров. Чтобы обеспечить воздухообмен на таких площадях, придется устанавливать не одну, а несколько приточно-вытяжных установок, а для охлаждения воздуха использовать экономные чиллеры.
В вопросах проектирования систем вентиляции продовольственных магазинов достаточно сложной специфики, понятной только специалистам. Так, при расчете двухэтажных гипермаркетов надо учитывать, что плотность покупателей на втором этаже всегда ниже. При расположении магазина в квартире первого этажа многоквартирного дома нельзя использовать общедомовую вентсистему, а придется, как бы не накладно было, проектировать собственную.
Изучаем нормативы воздухообмена
Листая вышеупомянутый СНиП 1989 года можно почерпнуть там основные данные, необходимые для расчетов вентиляции. Данный документ регламентирует необходимый объем приточки в магазин в количестве 20 куб/час на одного покупателя и 60 куб/час на персонал магазина. Важной расчетной характеристикой для вентсистем считается площадь торговых залов. Для продовольственных магазинов, норматив площади на одного посетителя - 2,5 м.кв. Для продавцов, занимающихся розничными продажами мебели, электроники, спортивного оборудования, книжных, музыкальных, ювелирных магазинов, аналогичный норматив составляет 3,5 м.кв. Поверхностный подход к решению вопросов воздухообмена чреват негативными последствиями. Неудачно выбранная конструктивная схема, ошибки при монтаже оборудования могут привести к сбоям в работе вентиляции, или прекращению ее работы. Аварийные ситуации на вентсистемах - это не только духота в торговых залах, возмущающая покупателей. Могут быть и более серьезные последствия. Современные покупатели не привыкли к неудобствам. Они просто перестают посещать душный магазин. Неприятности могут принести проверяющие инспекции. Пожарный и санитарный надзор появляются всегда не вовремя, штрафует, останавливает работу магазина, обрекая бизнес на убытки. Нанимайте опытных проектировщиков, для расчета систем вентиляции. Только профессионалы способны сделать проект согласно технических требований и существующих нормативных документов.
Требования к вентиляции продовольственного маркета
Для микроклимата продуктового магазина характерно существование зон с особенными требованиями к воздухообмену. Поэтому требования к вентиляции супермаркетов значительно обширнее, чем для других торговых точек. Среди этих требований:
- Обеспечение сохранности продуктов. Продовольственные магазины отличаются от других торговых точек наличием скоропортящихся товаров. Сохранность продуктов - важнейшее условие успешной торговли, во многом зависящее от эффективности работы вентиляции магазина;
- Экономное энергопотребление. Сокращение энергозатрат достигается разными способами. Среди них включение в систему приточно-вытяжной вентиляции рекуператоров, использование современных ЕС электродвигателей, приобретение новейшего хай-тек оборудования и другие способы снижения эксплуатационных затрат;
- В торговых блоках с охлаждающим оборудованием, возрастает уровень влажности. Повышение влажности способствует возникновению конденсата и как следствие - порче продуктов. Нормализовать влажность помогает грамотно спроектированная система рециркуляции воздушных масс;
- Для современных супермаркетов обычно наличие собственного горячего цеха, где готовится выпечка. Специфику этих помещений должна учитывать отдельная система вентиляции.
Обеспечение функционала горячего цеха
Система воздухообмена горячего цеха должна учитывать специфику технологических процессов, происходящих в помещении готовки. Перечислим основные производственные факторы, которые должна учитывать местная вентиляция:
- Избыточное выделение тепла. Воздух из духовок и плит подогревается выше 150°С и в целях пожарной безопасности должен удаляться по теплоизолированным каналам;
- Несколько концентрированных источников тепла. Специальную механическую вытяжку необходимо устраивать над каждой духовкой или плитой. Задача вытяжек - удаление горячего воздуха, отвод пара, жира, копоти - неприятных спутников готовки пищи;
- Наличие источников пара. Посудомоечные машины перенасыщают воздух парами воды, неизбежно образующими конденсат. Поэтому вытяжные короба над мойками должны иметь антикоррозийное покрытие, предотвращающее образование коррозии;
- Вентканалы горячего цеха потенциально пожароопасны. Поэтому недостаточно оборудовать помещения для готовки простыми огнетушителями. В них необходимо использовать автоматические средства пожаротушения, препятствующие перемещению пламени по вентканалам.
Несколько советов по проектированию и эксплуатации систем вентиляции
Чтобы вентиляция способствовала созданию комфортного микроклимата для покупателей и не давала повода для внеочередных проверок надзорных органов, выполняйте простые плавила:
- Привлекайте к проектным и монтажным работам высококвалифицированных специалистов;
- Взяв на себя бремя самостоятельных расчетов, делайте все с запасом, не забывая сверяться со СНиПами;
- Своевременно производите регламентное обслуживание и поддерживайте исправное состояние вентсистем, своевременно меняя изношенные детали.
- Вконтакте